О НОВОМ ГОДЕ И О БИБЛЕЙСКОМ НАРОДЕ Алексей Леонидович Демин (специальный корреспондент «Площади Свободы»)  


Предлагаем вашему вниманию статью, напечатанную в 1998 году газетой «Площадь Свободы». В ней рассказывается о знаменательном событии -- встрече Патриарха Русской православной Церкви Алексия II с ассирийской диаспорой Татарстана. Это событие облетело весь мир. О нем писала в Австралии газета «NAKOSHA», вещало радио «Кала д-Атураи» в Москве. Встреча была организована Ивановым Олегом Абрамовичем.
"Самым богатым человеком на свете был царь древней Ассирии Ашшурбанипал. Когда он умер в Ниневии (631 год до нашей эры), то оставил в сокровищницах 5 миллионов аттических талантов золота. Эта сумма составляет в пересчете на современные деньги, более 1556 миллиардов долларов" ("Наука и жизнь", 1964 год).

Впервые мы встретились в Свияжске осенью прошлого года. Во время визита Патриарха Алексия Второго на остров-град вместе с многочисленными сопровождающими, охраной, журналистами и милицией с отдельного теплоходика высыпала довольно забавная группа людей южного вида. Человек тридцать - сорок. Смуглые лица, величественные носы, огромные, слегка навыкате миндалевидные глаза - все это воспринималось на фоне неброских свияжских пейзажей неким нонсенсом. Особенно выделялись женщины - потрясающе красивые, с мягкими чертами лица. Что удивило - у многих ребятишек, при явно выраженном ближневосточном габитусе, глаза не карие, а темно-серые. Этакие ангелочки из Ветхого Завета. Одеты все торжественно, но на наш вкус, ярковато. Держались прибывшие плотной группой и напоминали цыганский табор. "Кто такие?" - поинтересовались идущие рядом у местной бабки. - "Бог их знат! Каки-то сирийцы, что ль? Говорят, приехали у Патриарха благословенье брать. У ех вера навроде православной".

Алексий Второй был окружен тройным кордоном гебистов, милиции и даже пожарных, которых зачем-то нагнали на остров. Подступиться к нему было совершенно невозможно. Во дворе мужского монастыря, рядом с Успенским собором, из группы безнадежно затертых "сирийцев" прорвалось несколько мужчин: "Владыка! Мы - ассирийцы, православные. Благословите детей!" Дальнейшая картина напоминала чисто евангельскую: "Пустите ко мне малых сих." - Патриарх Всея Руси сверкнул очами на суетящихся рядом "секьюрити", развел руками милицию и трогательно благословил каждого малыша. При этом он приговаривал что-то типа, "знаю вас, знаю." После, уже на пути в Казань, на теплоходике, который, как оказалось, ассирийская община арендовала специально для встречи со Святейшим, нас вполне по-русски угощали водкой и домашними очень вкусными котлетами. Магнитофон, надрываясь, выводил немыслимую восточную мелодию. Дети бегали и кричали, женщины готовили еду, мужчины важно играли во что-то за отдельным столом. Мы почувствовали себя не в своей тарелке: откуда здесь, посреди великой русской реки все это? Уж не сон ли? Ведь, помнится, "ассирияне шли как на стадо волки" еще во времена пророка Ионы? А потом рассеялись, разметались во времени, как и все библейские народы?

Представитель другого сохранившегося библейского народа по имени Леня полгода спустя в кафешке - столовой Казанского университета ходит с видеокамерой по кругу и снимает ассирийский танец. У Лени тоже очень удивленное лицо - что-то неуловимо общее и сакральное есть в этих слаженных движениях по кругу. Белое солнце, горячий ветер пустыни, пальмы, древние города, исполинские храмы, караваны, утраченный рай - Тигр и Евфрат, яркие звезды южной ночи, волхвы, спешащие к Мессии. Жезл, увитый пестрыми лентами, в руках первого танцующего мужчины напоминает звезду, которая привела Каспара, Мельхиора и Балтазара к яслям с Младенцем. Говорят, что ассирийцы, или как называли их самаряне, одними из первых приняли христианство. Но сегодня, 31 марта 1998 года от Рождества Христова ассирийская община Казани празднует наступление Нового 6748 года по вавилонскому летоисчислению. Праздник уходит корнями в язычество: богиня плодородия Иштар соединялась в этот день со своим возлюбленным Таммузом.
За время, прошедшее с нашей первой встречи, кое-что изменилось: ассирийцы вступили в Ассоциацию национально-культурных обществ РТ, открылась воскресная школа. Как результат - на празднике две девочки уже читали стихотворения на родном языке, ансамбль мальчиков "Светлячок" (от названия Общества ассирийцев Татарстана "Бара" - Свет") не очень умело, но старательно танцевал народный танец. Арсен Савва - историограф и одновременно председатель "Бара" уверен, что это можно считать достижением. Ведь за годы вынужденной эмиграции ассирийцев из Турции в Россию после Первой мировой войны не только традиции, но и язык (на похожем, кстати, говорили многие персонажи Ветхого Завета) стали забывать даже старики. Проблема сохранения и возрождения культуры древнейшего народа волнует не только Арсена. Хотя община ассирийцев в Татарстане не велика - около 200 человек - каждый старается внести свой вклад в ее развитие.
Распространенный взгляд казанцев, что ассирийцы, в основном, сапожники - большое заблуждение. Учителя, врачи, бизнесмены, научные работники - таков неполный спектр профессий ассирийцев, живущих в Казани. У народа, который вот уже скоро 18 веков не имеет собственного государства, есть свой гимн и флаг. У гимна довольно энергичный ритм марша, исполняемого с характерными восточными мелизмами. На флаге - четыре стороны света с диагонально расходящимися трехцветными полосами. Белая символизирует Междуречье, синяя и красная - две великие реки, Тигр и Евфрат. Почти российский триколор. Впрочем, на празднике были представлены все государственные флаги - России, Ассирии и Татарстана. Тут же в президиуме за длинным столом буквой "П" сидел полный татарстанский интернационал - председатели национально-культурных обществ всех народов, волею судеб занесенных в республику. Марийцы, армяне, азербайджанцы, немцы, украинцы, казахи.. Под приличные случаю тосты - за ассирийский народ, за дружбу, "с Новым годом" и так далее, пили "Советское шампанское" и местную "Чистопольскую" Для постящихся (Пост же!) предлагалась минералка и постные закуски. Из традиционных блюд запомнилось "сохатэ" - что-то вроде обезжиренного кефира с накрошенным зеленым луком, петрушкой, кинзой, сельдереем и, кажется, "долма д-тарпы" - маленькие острые голубцы. Все это заедалось рассыпчатым белым хлебом, больше похожим на кекс с изюмом. По личному опыту свидетельствуем: древняя ассирийская кухня русскому желудку показалась удивительной. В интерьере зала также была масса непривычного. Большая синтетическая елка переливалась огнями рядом с комнатной пальмой. Гирлянды и флажки красиво огибали надпись на ассирийском: "С Новым 6748 годом!" Не хватало только березки с ананасом на ветке или банана с дубовыми листьями. Однако атмосфера была действительно теплой и сердечной. В уже известном ассирийском танце с жезлом ближе к финалу приняли участие все присутствующие (из тех, кто еще чувствовал в себе силы). Через некоторое время эту же музыку поставили опять - теперь танцевали только ассирийские мальчики и девочки. Не у всех получалось, но они были очень упорны и старательны. Они пробовали снова и снова, а взрослые смотрели и хлопали. В какой-то момент танец стал получаться. Движение приобрело гармонию и слаженность. Должно быть, в этот момент дух древнего царя Ашшурбанипала, неизмеримо присутствовавшего на празднике, улыбнулся - у маленького отважного народа есть будущее.


Ассирийская диаспора Татарстана благодарит Патриарха всея Руси Алексия II за благословение и отеческую заботу !
На Главную страницу
На предыдущую страницу
Напишите нам


 
Сайт управляется системой uCoz