ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР?  


Валерий Мельников
Помню, еще в школе, проходя по программе истории покорение Ермаком Сибири, задавал себе вопрос: что это за имя такое — Ермак? Может, это прозвище, тогда почему к прозвищу присовокупили отчество Тимофеевич, а если есть отчество, то где фамилия? Странно, что у человека, которому поручили столь ответственное дело, даже нет биографии. Удивляло и поведение коренных жителей Сибири, так охотно принимавших Ермаково владычество, меняя чужака Кучума на другого правителя, но тоже чужого.
Вопросы эти с той поры так бы и остались без ответа, если бы не статья М.Валиева в журнале "Наука и религии" с неожиданной версией биографии казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Оказывается Ермак вовсе и не казак, а сибирский князь гуннского племени кераитов. Да и не просто князь, а князь-епископ Ер-Мар Темучин. И воевать Сибирь пошел он, чтобы вернуть родовые владения, отнятые ханом Кучумом. Впрочем, все по порядку.
В одиннадцатом веке правитель племени кераитов принял христианство несторианского толка.
(Историческая справка: несторианство - течение в христианстве, основанное в Византии в V веке константинопольским архиепископом Несторием, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, не был Богом по рождению, а лишь впоследствии принял Божественную природу. Пресвятую Деву Марию Несторий призывал называть Христородицей, а не Богородицей. Несторианство как ересь было осуждено на Эфесском соборе в 431 году.)
В 1198 году несториане-кераиты успешно помогли правителям маньчжурско-китайского государства Цзинь в военных действиях, и за это их правитель Тоговил получил потомственный титул "ван" (хан, князь) и стал наименоваться Ван-ханом. Оставаясь при этом главой несторианской общины, Ван-Хан прослыл среди соседних народностей "пресвитером Иоанном". Известно, что одна из жен Чингис-хана была дочерью пресвитера Иоанна. Этим объясняется, что несмотря на то, что в покоренных землях хозяйничали чингисиды, несториане-кераиты пользовались относительной самостоятельностью, имея во владении земли и леса на берегу Тобола, Туры, Ишима и Иртыша - страну "Сибирь".
В XIV веке, после разгрома Тамерланом несторианских общин Средней Азии, часть из них спасалась бегством в Сибири - во владениях единоверцев, потомков пресвитера Иоанна. Христиан в Сибири стало столько, что к титулам кераитских князей-первосвященников стал добавляться титул "мар" (святой, епископ), а после успешной победы над разорителем сибирской земли чингисидом Абаком еще и титул "ер" (богатырь, герой). И стали называться правители Сибири Ер-Марами — "героями-епископами".
После победы над Абаком князь Ер-Мар Мухаммед основал новую столицу Сибири - Аскер, среди соседних народностей больше известную как Кашлык (в некоторых летописях называется городом Сибирью). Но в 1563 году племянник побежденного Абака хан Кошим, прозванный в народе Кучумом (пришельцем, чужаком), захватил Кашлык и жестоко расправился со всеми кровниками. Лишь одному из потомков пресвитера Иоанна Ер-Мару Темучину удалось спастись. Коренные жители Сибири - несториане оказали сильное сопротивление мусульманским муллам, пришедшим из Бухары с ханом Кучумом, и не желали отказываться от веры отцов. Весь крещенный народ Сибири ждал возвращения своего законного правителя-единоверца Ер-Мара Темучина, скрывшегося в приграничных с Сибирью землях и получившего там прозвище "Ермак - Тимофеев сын"...
Исправно служил новоиспеченный казак на государственной службе: был канцеляристом при воеводе пермском, ходил проводником в торговых походах по Сибири, атаманил при походе на Польшу. Везде, где бы ни был предприимчивый Ермак, первым делом искал дружбы у влиятельных людей. Эта дружба с сильными мира сего не раз спасала бывшего князя, никак не желавшего примириться с судьбой простого казака: то повздорит с кем-нибудь из знати, то по степным обычаям невесту родовитую украдет.
И вот никому ранее не известный Ермак Тимофеев сын получает неограниченные полномочия и огромные средства, позволившие ему собрать довольно внушительное войско, способное в течение нескольких лет вести победоносный поход по бескрайним сибирским просторам. Сибирские племена оказывали Ермаку воистину ханские почести, не раз предупреждали его войско о кучумовских засадах. Неискушенные в сравнительном богословии аборигены-несториане охотно меняли свою веру на православную, не видя особой обрядовой разницы. Благо знакомы им были и исповедь, и причастие, и литургия со всенощной. Даже передвижные церкви-юрты имелись.
Обремененная солидными трофеями дружина Ермака даже и не собиралась домой, как было это принято у казаков, не принимала мира от хана Кучума, не раз предлагавшего замириться на выгодных для казаков условиях, а год за годом упорно продвигалась к центру Сибирского ханства - стольному граду Аскеру. Сибирский хан Ер-Мар возвращал себе наследное царство.
Родовитостью Ермака объясняются и те почести, которых он удостоился от Ивана Грозного, после того как бил челом царю новыми богатыми землями. Атаману был присвоен титул "князь Сибирский", в подчинение было передано пять сотен царских стрельцов во главе с воеводой-князем и сотником стрелецким при нем. Сибирское же происхождение Ермака подтверждает тот факт, что и поныне вогулы, остяки, тюрки и прочие сибирские народности чтут Ермака - того, кто когда-то "покорял" их предков.
Может быть, кому-то и не понравится историческая версия о том, что лихой казацкий атаман на самом деле был инородцем, да еще не совсем чистой православной веры, можно сказать, еретиком. Но это только версия. Вполне возможно, что был все-таки казак с православным именем Ерма, переиначенным в Ермак, и происхождение его было знатное, по каким-либо причинам скрываемое. Но так ли это важно? Настоящий патриот - это тот, кто приносит Отечеству реальную пользу, независимо от того, как произносится его фамилия и какой у него разрез глаз.


на Главную страницу
на Предыдущую страницу
Статьи и Публикации
Напишите мне


 
Сайт управляется системой uCoz