Централизованная религиозная организация Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока  


ФАКТ
5 декабря 2001 г. Минюстом России зарегистрирована
Централизованная религиозная организации Святая
Апостольская Соборная Ассирийская Церковь (Свидетельство №608). Она создана
религиозными общинами Москвы,Краснодара и Ростова-на-Дону.
председатель- Биджамов Р.Т. (Москва)


ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ
Вероучение Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времен святого Афрахата, "мудреца персидского", святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина.
Будучи изолированной от географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью - сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств, эта Церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры,канонов и установлений принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского, в 325 г., и Константинопольского, в 381 г., вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был еще раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году и по сей день является кратким изложением основ православного вероучения Ассирийской Церкви Востока, в его редакции на классическом сирийском языке, являющемся литургичесим языком Церкви. Вот его максимально адекватный перевод на церковнославянский с учетом фразеологических и лексических особенностей сирийского текста:
"Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век ; Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже устроены миры и вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы.
И страдавша, и распята при Понтийстем Пилате.
И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
И паки грядущего судити мертвым и живым.
И ( веруем) во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего.
И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
И исповедуем едино крещение во оставление грехов.
И воскресение тел наших.
И жизнь вечную. Аминь"

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Среди них:
1. Священство
2. Крещение
3. Миропомазание
4. Причащение
5. Прощение грехов
6. Преждеосвященный Хлеб ( «Малька»)
7. Крестное знамение

Вплотную к этим семи таинствам примыкает великое священнодействие Браковенчания, елеопомазание больных и помазание маслом алтарей и храмов при их освящении.
Учение Ассирийской Церкви Востока о Святой Троице полностью согласуется с учением Вселенских Соборов. Что касается личности Христа, то ее учение в сущности согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 г., и все отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе - две природы и две "qnome" (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnome" соединены в одной личности Христа


ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА
Краткий исторический обзор
Ассирийская Церковь Востока зародилась в первые века христианства в среде арамеоязычных христиан Сирии и Месопотамии, геополитически разделенных между двумя древними империями: Римской и Ираном. Церковная традиция считает, что апостолы Петр, Фома, Фаддей и Варфоломей в разное время благовествовали в регионе, а апостол Фома донес благую весть до Индии. Огромная роль в становлении церкви отводится и апостолу Аддаю ( Мар-Аддай ) из числа так называемых "72 учеников", который проповедовал в Северной Месопотамии между 37-65 гг. н.э. С его именем связано первое в мировой истории принятие христианства в качестве государственной религии в Эдессе (Урхай), столице небольшого сирийского государства Осроена при царе Абгаре V Укама. Ученики Мар-Аддая, Мар-Аггай ( 65-87 гг. н.э.) и Мар-Мари ( 88-121 гг. н.э.) продолжили его миссионерскую деятельность на территории Месопотамии и именно при Мар-Мари произошло укоренение Церкви Востока в столице парфянского Ирана Селевкии-Ктесифоне. Поэтому многие исследователи считают его, наряду с его учителем Мар-Аддаем, истинным покровителем Востока и основателем престола Церкви Востока ( ассирийской, халдейской ) - одной из древнейших церквей с полным правом называемой апостольской церковью.
Ко II-III векам предки современных ассирийцев -" сирийцы" ( не путать с арабами современного государства Сирия ) в своем подавляющем большинстве приняли христианство, найдя в нем уникальную возможность идентифицироваться и оттолкнуться как от греко-римского язычества на западе, в Сирии и северо-западной части Mесопотамии, так и от зороастризма, господствовавшего на востоке в Иране. Первоначально христианство на Востоке развивалось в относительно спокойных условиях, если сравнить их с теми гонениями на христиан, которые имели место на римском Западе в первые века нашей эры. однако с потерей Эдессой политической независимости в 216 г. н.э. и приходом к власти в Иране персидской династии Сасанидов в 226 году в жизни христиан Востока наступили тяжелые времена гонений и преследований. Первоначально гонения на христиан начались еще при царе Бахраме II ( 276-293 гг.), но особо тяжелый сорокалетний период гонений и преследований христиан по всему Ирану начался при царе Шапуре II в 339 году и продолжался вплоть до его смерти в 379. К этому периоду относится широко известный в христианском, в том числе православном мире факт мученичества селевкийского католикоса Мар-Шимуна (Симеона) Бар-Саббаэ и приближенных к нему епископов, священников и мирян.
В редкие периоды, когда гонения на христиан прекращались, они находили в себе силы для возрождения своей церкви. Так, мирная передышка на рубеже III-IV веков позволила им объединиться в единый патриархат под главенством столичного епископа Селевкии - Ктесифона Папы Бар - Аггая, который около 315 года принял титул католикоса христиан Персии. А в 410 году, когда Восточно-Римская империя и Иран находились в состоянии мира, в Селевкии-Ктесифоне был созван собор под председательством католикоса Мар-Исхака на котором были приняты Символ веры и каноны Никейского, в 325 г., и Константинопоьского, в 381г., соборов, а также некоторых поместных- Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского. Эти каноны были еще раз одобрены на соборе Мар-Явалахи в 420 г., а на следующем соборе патриарха Мар-Дадишо в 424 году была окончательно подтверждена изначальная независимость престола Церкви Востока по отношению к патриаршим престолам, расположенным на территории Римской империи.
Тем не менее, и в последующие времена, Церковь Востока стремилась к единению с остальным христианским миром, одобряла каноны и постановления различных церковных соборов, изучала мысль христианского Запада и сама способствовала развитию богословской мысли. Так, несмотря на гонения, в IV веке сразу " три солнца" засияли на небосводе. Это были святой Яков Нисивинский (+338 г.), его ученик святой Ефрем Сирин (+373 г.) и Святой Афрахат, именуемый "персидским мудрецом", составивший между 337 и 345 гг. 23 гомилии в акростихах по буквам алфавита под названием "Доказательства", в которых приведены образцы теологической мысли Церкви Востока в ее первозданной чистоте.
Развитию христианской культуры способствовала и система школ в разных городах,среди них знаменитые школы в Нисибине, Эдессе, Ктесифоне, Гунди-Шапуре, а также система училищ при монастырях и церквах. Нисивинская и Эдесская школы, расположенные на границе Римской и Персидской империй, вообще были центрами богословского и культурного обмена между тогдашними "Востоком и Западом". Исторически Церковь Востока тяготела к чистому диофизитству антиохийской формы христологии, сформулированному Феодором Мопсуестским. Поэтому, осуждение в 431 году собором в Эфесе константинопольского патриарха Нестория, продолжателя линии Феодора Мопсуестского вызвало негативную реакцию в Церкви Востока, а после изгнания сторонников Нестория из Византийской империи императором Зеноном (474-491) и их массового перехода в Персию, отношения между Церковью Востока и Церковью Византийской (Восточно-Римской) империи стали ухудшаться и они практически отошли от общения друг с другом.
Кроме того, христианам Церкви Востока как персидским подданным приходилось отделять себя от официальной церкви Византийской империи, с которой Персия часто воевала. Благодаря этому они могли сохранить свою христианскую веру и вместе с тем не позволяли заподозрить себя в сотрудничестве с вражеской империей. Но с тех пор, несмотря на то, что Церковь Востока никогда официально не принимала учения Нестория, которое лишь отчасти совпадало с ее собственным богословием, в остальном христианском мире за ней на многие века закрепилось название "несторианской" и лишь в последние времена, ученые и богословы пришли к мнению, что, в сущности вера Ассирийской Церкви согласуется с учением Вселенского Халкидонского собора 451 года.
Несмотря на продолжающиеся периодически обострения отношений между Византией и Ираном, доходившие вплоть до открытой войны, конец правления Сасанидов в Иране характерен отсутствием со стороны правителей Ирана серьезных сомнений в лояльности своих христианских подданных и даже отмечен доверием, испытываемом шахами к католикосам Церкви Востока. Тогда же была продолжена начавшаяся еще во времена апостола Фомы миссия на Восток, в Индию и на Цейлон, Среднюю Азию, Китай, Сибирь, Дальний Восток, Индонезию, на Аравийский полуостров и в другие страны.
Эта уникальная миссионерская деятельность не прекратилась даже тогда, когда Месопотамия и Иран были завоеваны арабами-мусульманами в 7 веке нашей эры. Патриарх Тимофей I перебрался по просьбе халифа в город Багдад, который стал столицей, а традиционная образованность христиан позволила им в первые века после арабского завоевания сохранять значительное влияние в новом обществе. Христиане-ассирийцы проделали огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античные наука и философия стали доступны арабам, а затем через арабские университеты Кордовы и Саламанки в Испании проникли на средневековый Запад. Сохранились свидетельства о том, что в период своего расцвета в Церкви Востока насчитывалось 30 митрополичьих кафедр и 200 епархий, однако ситуация стала меняться в период позднего Халифата, когда случались вспышки репрессий против христиан и было немало случаев разрушения церквей мусульманами.
Захват монголами Багдада в 1258 году не принес облегчения христианам. Потомки хана Хулагу вскоре приняли ислам - религию большинства населения завоеванной ими страны, после чего мусульмане стали вновь преследовать христиан. В конце XIV века страшный удар по уже ослабевшей церкви нанес Тамерлан. Считается, что он стал причиной почти полного исчезновения христианства в Иране и в Средней Азии. Османский султанат, расширявший в XV веке свои владения, также продолжал ослаблять Церковь Востока. К XVI веку территория пребывания Церкви Востока сократилась до районов проживания ассирийцев в неприступных горах Хаккяри на юго-востоке современной Турции и прилежащих к ним Мосульской равнине в современном Ираке и района Урмии и Салмаса в Иране. Кроме того, от резни и преследований уцелели церковные епархии на Кипре и в Индии. В других местах общины Церкви Востока практически исчезли и с этого времени начался долгий период борьбы за выживание Церкви.
Этот период был омрачен тяжелой борьбой с римско-католическими миссионерами, приведшей в конце концов к церковному расколу и созданию униатской Халдейской Церкви. Кроме того, в течение XIX века среди ассирийцев Ирана наряду с католиками активно действовали американские протестантские, англиканская миссия архиепископа Кентерберийского, германская лютеранская и русская православная миссии. Последняя была плодом начавшихся еще в XIX веке контактов представителей высшего ассирийского духовенства с российской стороной. Великая единоверная держава, к началу XIX века уже прочно утвердившаяся на Кавказе, в непосредственной близости от мест проживания ассирийцев, представлялась им "спасительницей христиан", способной защитить от местных угнетателей.
И когда 25 марта 1898 года, в Александро-Невской лавре в Петербурге состоялось выдающееся торжество - "присоединение к православию примерно 8000 "сиро-халдейских несториан" Ирана во главе с епископом Сипурганским Мар-Ионой, событие это расценивалось как "новый триумф православия". Ожидалось, что это лишь первый успех миссии, а в дальнейшем к православию присоединится и сам патриарх Мар-Шимун, проживавший в селении Кудшаныс в горах Хаккяри на турецкой территории, также в предверии предстоящих грозных событий искавший защиты для своей паствы. Деятельность Урмийской Православной миссии не принесла реальных плодов. С самого начала внутреннее положение миссии характеризовалось несогласием и конфликтами между собой ее сотрудников. Кроме того, подход к делу оказался "униатским" в худшем смысле этого слова. Несмотря на сделанные ранее обещания, собственная традиция Церкви Востока, ее древний чин, богослужения оказались отброшены и преданы забвению. Все это привело к тому, что попытки создания ассирийских приходов и епископата не увенчались успехов. Дальнейший ход политических событий, как в России, так и в Персии, свел на нет и многие практические достижения миссии. Положительным итогом деятельности этой миссии, однако, было то, что российское общество ближе познакомилось с древней апостольской традицией Ассирийской Церкви.
Первая мировая война стала для ассирийского народа и его Церкви подлинной трагедией. В результате страшного геноцида со стороны турецких властей и вождей курдских племен было уничтожено более половины ассирийцев и они были вынуждены навсегда покинуть свои исконные земли. Не оправдались и их надежды на своих союзников - царскую Россию и Англию, на стороне которых они сражались с оружием в руках. Россия вышла из войны после революции 1917 года, а англичане вывезли большую часть оставшихся в живых ассирийцев в подконтрольный им Ирак. В результате этих событий несколько десятков тысяч ассирийцев бежали на Кавказ и в Россию, где присоединились к переселившимся туда ранее в течение XIX века соплеменникам. Среди беженцев были и священники и дьяконы ассирийской Церкви Востока, которые продолжали окормлять свою паству в течение еще долгого времени, по некоторым сведениям до середины 70-х годов. Однако в результате проводимой антирелигиозной политики Советского государства, отсутствия связей со своей Церковью и невозможностью рукополагать священников, так как на территории СССР ни оказался ни один из епископов Церкви, имеющих на это право, еле теплившаяся духовная деятельность пришла в упадок. Помимо этого, в стране практически абсолютно отсутствовала возможность зарегистрировать религиозные общины Ассирийской Церкви, как, впрочем, и других церквей. Русская Православная Церковь, понимая это, в то время окормляла верующих ассирийцев.
Все же, когда летом 1982 с официальными визитами в Москве и Киеве побывал патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар-Дынха IV, отслуживший литургию на родном языке по древнему чину своей церкви в московском Знаменском храме, ликованию ассирийцев не было предела. Стало ясно, что они сохраняют устойчивую любовь и верность своей единственно родной Церкви. Патриарх, прибывший из США, где находится по злосчастию судьбы его резиденция, не мог не заметить бедственного положения паствы, лишенной в течение десятилетий возможности духовного общения со своей Церковью и умолявшей его сделать хоть что-нибудь, чтобы изменить это положение. Патриарх обещал. Но ни в 1982 году, когда он был приглашен в Советский Союз для того, чтобы моральным авторитетом своей древней церкви поддержать устроенную в Киеве конференцию на тему: " Справедливое развитие для полноты жизни: православный подход", ни в 1988 году, когда патриарх принял участие в праздновании 1000 -летия принятия христианства на Руси, официальные государственные и церковные круги не уделили достаточного внимания этой ситуации.

Положение заметно изменилось к лучшему, когда в 1992 году была создана, а в 1993 году официально зарегистрирована московская община Святой Соборной Апостольской Ассирийской Церкви Востока. После чего появилась возможность для приглашения священнослужителей из-за рубежа (отца Хамиса, ныне епископа Дохукского в Ираке Мар-Исхака, ответственного сейчас за приходы Ассирийской Церкви в странах бывшего СССР). Огромная поддержка Московской Патриархии возрождению духовной жизни Ассирийской Церкви выразилась в предоставлении ассирийской общине возможности проведения богослужений в одном из московских храмов РПЦ. В течение трех лет, силами церковной общины, в Москве был построен собственный храм во имя Пресвятой Девы Марии (Мат-Марьям), который был освящен 28 сентября 1998 года Его Святейшеством патриархом Мар-Дынха IV.
В настоящее время в этом храме регулярно проводятся церковные службы на родном, ассирийском, языке, Московская община поддерживает тесные связи с ассирийскими общинами, зарегистрированными в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

Формы и методы религиозной деятельности
В соответствии с Основами вероучения и действующим законодательством Российской Федерации Церковь осуществляет свою религиозную деятельность используя при этом следующие основные формы: совершение богослужений, обрядов и церемоний, проповедь Евангелия, воспитание верующих в чистоте евангельского учения, развитие духовного образования, представительство и защита прав и законных интересов верующих, миссионерская, евангелизационная, благотворительная и издательская деятельность, проведение конференций и семинаров, организация воскресных школ, подготовка христианских теле- и радиопрограмм. В своей уставной деятельности Церковь строго придерживается принципа добровольности. Метод привлечения последователей - убеждение как словом, так и примером личной жизни.

Об отношении к семье и браку
Брак установлен Богом и является пожизненным обязательством между супругами. Брак считается священным. Однако, основаниями для его расторжения, являются супружеская неверность и ряд, четко оговоренных канонами Церкви, причин духовного и телесного характера, делающих брак невозможным. Сексуальные отношения вне брака запрещены Священным Писанием. Признавая святость брака, супруги обязаны заботиться друг о друге, сохранять взаимную верность и добрые взаимоотношения. Брак основан исключительно на любви и добровольном согласии. Никто не может быть принужден к вступлению в брак, равно как и его расторжению.
Дети являются драгоценным даром Божьим. Родители несут ответственность за духовное, нравственное и физическое воспитание своих детей. Дети обязаны заботиться о своих родителях.
Брак оформляется в порядке установленном законом и освящается в Церкви Браковенчанием.

Об отношении к образованию
Признавая свою ответственность перед Богом, государством и обществом за полноценное и гармоничное развитие личности, мы признаем область образования приоритетной. Мы поддерживаем стремление каждого к получению образования - общего, профессионального, духовного.

Особенности отношения к здоровью
Мы поддерживаем здоровый образ жизни, приветствуем занятия физкультурой и спортом. Мы считаем, что употребление алкоголя и наркотиков - грех перед Богом. Тело человека есть храм Божий и человек обязан поддерживать его в здоровой форме.
Наше вероучение не содержит каких-либо ограничений в области медицины. Мы верим, что Бог исцеляет человека от болезни как посредством молитвенного обращения к Нему, так и через руки врачей. Однако, мы считаем грехом перед Богом применение к больному каких бы то ни было форм гипноза, использование экстрасенсорики и иных оккультных методов лечения.

Отношение к гражданским правам и обязанностям
Христианин является гражданином своей страны. Исполнение своих гражданских обязанностей - долг каждого.
Каких-либо ограничений в отношении гражданских прав и обязанностей вероучение Церкви не содержит.
Мы признаем, что защита Отечества является обязанностью каждого гражданина. Однако, каждый вправе сам для себя решать в какой форме им будет выполнена эта обязанность, - прохождением военной или альтернативной службы.


Председатель ЦРО Святой
Апостольской Соборной
Ассирийской Церкви Востока Р.Т. Биджамов


ДА, БЛАГОСЛАВИТ ГОСПОДЬ ВСЕ НАШИ БЛАГИЕ НАЧИНАНИЯ !
на Главную страницу
на Предыдущую страницу
VII съезд АНК
Напишите нам


 
Сайт управляется системой uCoz