| |||
Юханов Н.С. |
За прошедший год на информационном поле увеличилась доля публикаций, освещающих деятельность этнических ассирийцев на постсоветском пространстве. Тематическая дифференциация информационного присутствия позволяет говорить о росте интереса у широкой аудитории к ассирийцам с точки зрения их имперской истории и вклада в мировую культуру.
Анализ развернутых статей имиджевого характера приводит к выводу об отсутствии как устойчивых информационных поводов, так и линий освещения деятельности национально-культурных автономий. В результате процесс позиционирования ассирийцев в СМИ как этно-культурной общности приобретает стихийный, алогичный характер в силу недостатка проработки тех или иных информационных сигналов, адресованных целевым аудиториям. Можно выделить 6 основных тематических линий освещения ассирийской общины в СМИ: 1. Имперская история древних ассирийцев 2. Культура и изобретения древних ассирийцев 3. Преступная деятельность современных ассирийцев 4. Ассирийцы и религия 5. Деятельность ассирийских диаспор и культурных автономий 6. Деловая активность ассирийцев в СМИ СМИ постсовесткого пространства по-разному как в количественном, так и качественном отношении освещают деятельность современных этнических ассирийцев. Повышенный интерес к данной этно-культурной общности проявляют Армения, Россия, Украина и Грузия. Анализ оценочно-ожидательных материалов в информационном поле в контексте деятельности этнической общины позволяет сделать вывод о незначительном росте негативных по семантике оценок по отношению к позитивным. В целом наблюдается превалирование нейтрального компонента в освещении СМИ. Ключевая лексика в освещении проблем этнических ассирийцев в СМИ постсоветского информационного пространства. • Муки, страдания • Геноцид • Резня • Христиане • Чистильщики • Ассимиляция • Переселение • Эмиграция • Депортация • Независимость и свободолюбие • Вера и религия • Крыши и бандитские разборки и этнические преступные группировки Негативные линии и поводы в освещения проблем этнических ассирийцев. 1) Кровавые завоеватели с имперскими амбициями…Проповедники тотальной войны 2) Участники многочисленных преступных «разборок» за переделы сфер влияния. 3) Бизнесмены с сомнительной репутацией Позитивный образ: коллективный портрет СМИ. Древний народ, стоящий у истоков истории современного человечества…Ассирийцы ассирийцы отличаются исключительным трудолюбием, патриотизмом и несломляемым мужеством…Вся их постимперская история – муки и страдания. В 1930-40 годах советские ассирийцы подверглись новым тяжелым испытаниям. Значительная часть ассирийцев, проживающая на Кавказе, разделила судьбу крымских татар, чеченцев, ингушей, поволжских немцев и других депортированных народов. Ассирийцы были отправлены на поселение в Сибирь. (Любимый город (Пенза) 25.07.2002) Ассирийцы живут дружно, ни с кем не воюют, не делят сферы влияния. (Алфавит (Москва) 20.06.2002) Ассирийцы – народ очень религиозный. Ассирийский народ и Ассирийская Церковь столь тесно связаны между собой, что невозможно рассказывать о Церкви, не коснувшись истории народа. (НГ-Религии (Москва) 19.06.2002) Среди ассирийцев очень много богатых людей. Этот народ вообще очень предприимчивый и в любой стране - России, США или Иране - быстро достигает экономического благополучия. (Версия ( Совершенно Секретно ) (Москва) 13.05.2002) Клише и формулы в СМИ. • Древние как булыжники на мостовой • Чистильщики • Свободолюбивый народ • Жертвы геноцида и депортаций • Типичные семиты • Ветхозаветный народ • Жестокосердный народ • Проклятие иудеев • Обладатели тайных знаний • Первый в истории народ, принявший христианство • Носители языка, на котором разговаривал Христос • Ассирийцы в России прошли путь к свободе через чистку обуви • Опера прозвали ассирийские преступные группировки «сапожниками» • В конце 90-х ассирийские преступные авторитеты проявляли особый интерес к торговле нефтью, оружием и наркобизнесу Фигуры засвеченные в информационном поле российских СМИ и СМК. 1) Каламанов Владимир, постоянный представитель России при ЮНЕСКО в Париже 2) Давыдов Михаил, член-корреспондент РАМН, профессор, директор Российского онкологического Научного центра им. Блохина 3) Геваргизов Евгений, доктор математических наук, профессор 4) Осипов Сергей, доктор медицинских наук, профессор, вице-президент фонда "Клиника XXI века 5) Хачатуров Николай, судья всесоюзной категории 6) Савва Арсен, президент Татарстанской ассирийской национально-культурной автономии. 7) Петр Чугианов, руководитель ассирийской общественной организации "Хаядта", а проще - главный ассириец Москвы. 8) Давиташвили Джуна, первый президент ассоциации ассирийской нации, президент Международной ассоциации ассирийцев России "Ларос". 9) Джон Нимрод, сенатор-республиканец штата Иллинойс 10) Анна Ишо, сенатор-демократ от штата Калифорния 11) Вардаев Олег, председатель Пензенской областной общественной организации Международного союза (Содружества) адвокатов 12) Балло Игорь, президент Московской ассоциации игорного бизнеса Фигуры позиционируемые в СМИ в контексте политических пристрастий. 1) Совсем недавно по волеизъявлению ассирийских общин всего мира Джуна (Евгения) Давиташвили избрана Царицей ассирийского народа. (Свободная Грузия (Тбилиси) 23.01.2002) 2) Петр Михайлович Чугианов, руководитель ассирийской общественной организации "Хаядта", а проще - главный ассириец Москвы Значимые информационные поводы упоминания ассирийцев в СМИ за 2002 год. 1) "Круглый стол в татарстанском Доме дружбы народов " по теме "Духовное и культурное развитие ассирийцев в постсоветском пространстве" 2) Празднования 31 марта ассирийского Нового года 3) Повествование биографического характера и жизни выдающихся ассирийцев 4) Археологические раскопки в Ираке 5) Открытие рубрики «Знакомства с историей, культурой и традицией коренных москвичей» 6) Знакомство с религией, исповедуемой этническими ассирийцами. 7) Промысел народов России. Интерес к феномену образования в Москве кооперативов чистильщиков-ассирийцев. 8) История народов «Земли обетованной» 9) Убийство монахини христианского монастыря в Багдаде 10) Визит Патриарха Антиохский Церкви Мар Игнатиос Закка в Армению 11) Притеснение прав ассирийцев в Ираке и проблемы эмиграции. 12) Преступления, заказные убийства, разборки Проблемы ассирийской диаспоры в информационном поле российских СМИ. 1) Проблема трансляции культуры и национальной идентичности этнических ассирийцев. Ассирийский язык и культура "находятся в бедственном положении". В частности, в Казани, где ассирийская община насчитывает около 150 человек, лишь 10 процентов ее членов владеют родным языком, да и то на бытовом уровне. ИА "Татар-информ" (Казань) 01.04.2002 2) Проблемы притеснения прав ассирийцев в Ираке. В эти дни администрация службы иммиграции и натурализации граничащего с Мексикой города Сан-Диего (штат Калифорния) получила нежданно-негаданно своеобразный "привет" от мистера Хусейна, президента Ирака. Как заявила Лорен Мак, официальное лицо иммиграционной службы, 60 человек - мужчины, женщины и с ними дети разных возрастов, шедшие пешком из приграничного мексиканского городка Тихуана, - перешли на территорию США и сдались местным властям. Они попросили политического убежища. Эти люди - христиане, по национальности ассирийцы (как они утверждают, отдаленные потомки тех самых), они покинули землю своих предков в Ираке, которая в древности называлась Месопотамией, и туда уже не вернутся, ибо опасаются за свою жизнь. При режиме Саддама Хусейна самоидентификация по признаку национальности, мягко говоря, не приветствуется. (Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург) 05.12.2001) Национальная организация, позиционируемая этническим сообществом в СМИ как наиболее эффективная. Татарстан. Татарстан - единственный регион в постсоветском пространстве, где ассирийская община имеет государственную поддержку, а когда есть государственная поддержка, тогда авторитет организации куда более высокий. Доктор философии Сергей Осипов. ИА "Татар-информ" (Казань) 01.04.2002 В Татарстане сложилась форма развития национальной политики, которая может служить ярким примером для подражания, копирования ее в других регионах. Арсен Савва, руководитель НКА "Бара" - "Свет". ИА "Татар-информ" (Казань) 01.04.2002 США. Общины ассирийцев в США (обращение которых в христианство восходит к началу II века) построили всюду церкви, создали свои национальные клубы - место встреч и проведения досуга "по-своему"; они издают двуязычные - на ассирийском и английском - газеты и журналы, с размахом отмечают национальные праздники, и самый колоритный из них - ассирийский Новый год (6751-й по ассирийскому календарю), который приходится на 1 апреля. Ассирийские американцы гордятся тем, что некоторые представители их народа поднялись в США на высшие политические ступени. Их имена широко известны, это, например, сенатор-демократ от штата Калифорния Анна Ишо, сенатор-республиканец штата Иллинойс Джон Нимрод. Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург) 05.12.2001 |
Общее проблемно-тематическое поле развития диаспор, национальных меньшинств и землячеств в России |
Проблемы институционализации и функционального представительства этнических сообществ в органах государственной власти регионального уровня
• «Ты плыви, наша лодка, плыви» Хорошо бы при администрации области создать общественный совет, придав ему статус представительства национальных меньшинств. («Знамя» (г. Калуга),16.11.2002) Я по национальности немец, но смеюсь по-русски, пою по-русски, грущу по-русски. Знаю не только русский и немецкий, но и несколько языков народов Кавказа. Депортацию знаю не понаслышке: испытал на себе. О землячествах. Да, они должны быть легализованы и организованы. Россия - наш дом, и всем нужно следить за порядком в этом доме. («Знамя» (г. Калуга),16.11.2002) Проблема равного доступа к власти для представителей диаспор • «Дружат не по декларации» Стабилизирующим фактором в сфере межнациональных отношений является равный доступ к власти представителей этнических групп, проживающих в регионе. («Саратовские вести», (Саратов), 16.11.2002 Проблема политизации и борьбы за власть внутри диаспоры. К сожалению, национальные и религиозные объединения нередко начинают втягивать в “большую политику”. Не секрет, и об этом тоже говорилось на семинаре, что не упускают возможности воспользоваться “поддержкой” подобных объединений и некоторые рвущиеся к власти лица. И вот тут очень важно, какую позицию займёт лидер объединения. Скажите, чем можно, к примеру, объяснить факт существования нескольких национальных украинских объединений в Сургуте или нескольких татарских — в Нижневартовске? («Новости Югры», (Сургут), 16.11.2002) Проблема сосуществования и адаптации разных субкультур. Дело в том, что приезжающие в Сибирь представители разных национальностей нередко забывают, что живут не на своей этнической территории. («Новости Югры», (Сургут), 16.11.2002) • Кавказ - он и в Петрозаводске Кавказ Как жить дальше? Этот извечный вопрос возник после драматичных событий в Москве. Жить в нашей большой национальной квартире. Ведь в Карелии проживают представители более 50 национальностей. («Северный курьер», (Петрозаводск), 14.11.2002) Проблема национальной неприязни и бытового национализма. • Екатеринбургскую учительницу обвинили в национализме Во вторник в Доме мира и дружбы прошел круглый стол по проблемам национальных меньшинств в Екатеринбурге. Один из приглашенных, сопредседатель центра чечено-ингушской культуры «Вайнах» Лом-Али Асхабов, рассказал о вопиющем случае национальной неприязни: учительница одной из школ Екатеринбурга издевалась над чеченским мальчиком. (Комсомольская правда на Урале (Екатеринбург) 14.11.2002) • Давайте жить дружно! Конфликты они, на пустом месте не появляются. В основном возникают из-за непонимания друг друга, незнания проблем тех национальностей, которые живут рядом. Город на Цне (Тамбов) 13.11.2002 Проблема криминализации деятельности национальных диаспор и недоверия властям. • Марий Эл – "чеченская" республика Основные сферы в Марий Эл, контролируемые национальными диаспорами: азербайджанцы - рынок, грабежи; чеченцы - махинации с ценными бумагами, сбыт фальшивых денег, наркотики; армяне – автобизнес; грузины - угоны автотранспорта наркотики; дагестанцы - вымогательство Все сферы поделены между собой, на этой почве конфликты возникают редко. ИА Regnum (Москва) 12.11.2002 |
Проблема отсутствия ресурсов для организации деятельности национальных диаспор |
• Надо чаще встречаться.
Мы согласны работать с прихожанами и соотечественниками, но создайте нам для этого условия. Под "условиями" подразумеваются помещения для проведения национальных и религиозных обрядов, право выступать в средствах массовой информации. Как призывать к добрососедству мусульман, которых на Тамбовщине живет больше 10 тысяч, если в области нет ни одной мечети. Новая Тамбовщина (Тамбов) 12.11.2002 За два года Ассамблее не было выделено помещение – своего рода Дом мира, где бы смогли разместиться представители всех диаспор, не решен вопрос по передаче некоторым конфессиям их законного имущества и даже то, что председатель Ассамблеи Римма Ким (досрочно сложившая с себя полномочия) не была приравнена к статусу советника Губернатора, что, по мнению ряда выступавших, тоже отрицательно сказалось на работе организации и т. д. Но главное — настораживает позиция властей, вернее, их благодушие в отношении национального вопроса. Да, мол, действительно, на территории Забайкалья проживают представители многих национальностей и никогда не возникало конфликтов на национальной почве. Но нельзя себя успокаивать этим и, ничего не делая, надеяться, что всегда будет так хорошо. |
на Главную страницу |
Факты, События, Люди |
Статьи и Публикации |
Вариант этой же статьи опубликованный на assyria.ru |
Администрация |