НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ  


А. В. Савва. Вестник АНКО. 1999, № 1.
Для многих жителей Татарстана слово «ассириец» не скажет ничего, большинство вообще услышит его впервые, а между тем, народ ассирийский является хранителем величайшей культуры, огромного исторического наследия. Ещё в школе по Истории Древнего Мира мы изучаем Древнее Ассирийское царство, которое пало в 612 г. до н. э. и с тех пор вот уже более двух с половиной тысячи лет ассирийцы живут не имея своей государственности. (Исторической родиной ассирийцев является Месопотамия, сегодня это территория Ирака). Ассирийцы – народ, который перенёс тяжёлые невзгоды, сумев сохраниться и не ассимилировать. Сохранив свою этническую и культурную самобытность, живёт этот народ и в Татарстане, являясь незамеченным скромным тружеником.
Культура ассирийцев является одной из самых богатейших культур мира, поскольку она стояла ещё у истоков человеческой цивилизации. Во многом всем нашим современным достижениям мы обязаны первым древнейшим цивилизациям Месопотамии – государствам Шумер, Вавилон и Ассирия.
При зарождении мировых религий ассирийцы тоже играли не последнюю роль. Например, один из волхвов, пришедших к новорождённому Иисусу был ассирийцем, и вернувшись к своему народу, он возвестил о миссии, и подтвердил это чудом сотворившимся из пелены христовой, которую подарила Мария.
Религия ассирийцев Несторианство – особая ветвь Христианства. В 628 году Ассирийский патриарх ИшуягвII, посетил основателя ислама пророка Мухаммеда , после того, как завоевательные успехи новой религии (арабские завоевания – А.С.) стали угрожать аравийским христианам , принадлежавших ассирийской церкви . Пророк милостиво принял христианского патриарха , взял его подарки и вручил ему “охранную грамоту”, наделявшую несториан религиозной свободой и некоторыми другими привилегиями . Эта грамота до 1914 года хранилась в одной из самых древних ассирийских церквей — Мар - Зайя .
Вот почему , вопреки ожиданиям , новый религиозный и политический переворот, связанный с рождением новой мировой религии – Ислама, который столь тяжело отразился на восточных окраинах тогдашней православной церкви , для несториан сопровождался одними благими последствиями. Он открыл собой самую цветущую пору в жизни восточного ассирийского христианства , продолжавшуюся всю историю господства арабов . “...Существует рассказ , что сам Магомед своими сведениями о христианстве обязан был одному несторианскому монаху Сергию , помогавшему пророку при составлении Корана...”( Assemani, ibid., p.96; cp. Herzog , Real - Encycl., 2, Aufl., X ., 501.) .”
Происходя из страны , где политическая жизнь никогда не достигала высокого уровня арабы столкнулись с проблемой управления завоёванными огромными территориями и целыми народами . Они нуждались в опытных помощниках . Таких помощников они нашли в лице несториан , как наиболее культурной группе покоренного населения.
Но ещё больше выгоды , чем несториане-чиновники , извлекала для себя из господства арабов несторианская наука. В VIII веке халифы перенесли свою резиденцию из Дамаска в Багдад, лежавший на Тигре , в пределах древней Ассирии, великолепно отстроили его и обратили в столицу вновь возникавшей арабской культуры и просвещения .
Багдадские халифы искали себе славы покровителей наук и искусства . Они собирали к себе отовсюду учённых , осыпали их почестями и не щадили средств , чтобы насадить просвещение у подвластных народов . Несторианские учённые сделались ближайшими помощниками халифов в этих просветительных стараниях . “ Несториане проникли ко двору халифов, окружили их трон и захватили в свои руки всё дело арабской образованности, подняли её на такую высоту, на какой она не стояла даже в Византии .
Несторианские учённые состязались между собой в познаниях и это побудило их заняться древнегреческой литературой . Они первые познакомили арабов с греческими писателями ,научили их ценить Аристотеля, Гиппократа , Галена . Вместе с тем несторианские школы стали выпускать учённых не только богословов , но и людей в совершенстве изучивших гуманитарные науки. В ассирийских школах того времени преподавали историю , географию , астрономию, математику , сельское хозяйство , медицину , иностранные языки и их диалекты и т. д. Выпускников школ посылали для пропаганды несторианства в Китай , Монголию , Маньчжурию, Корею , на Тайвань , в Сибирь , Индию , на Цейлон , в страны Средней Азии и т. д. Миссионерская деятельность была очень развита у несториан и надо сказать очень успешна. Благодаря энергии своих миссионеров и покровительству халифов , несторианская церковь постепенно охватила собой всю Азию и давала себя чувствовать на разных её концах .
И.В. Пигулевская отмечала , что ассирийские школы были центрами культуры , просвещения и образованности . По своей значимости они приравнивались к средневековым университетам , не уступая им и в количестве учеников . Например Нисибинская академия , основанная в первой четверти IV века , насчитывала несколько сотен слушателей .
Эта просветительная деятельность несторианства при халифах бесспорно составляет собой самую яркую и значительную сторону его истории . В эту сложную эпоху , когда на Западе Европы наступали, так называемые, “тёмные времена” , а в Византии разного рода неурядицы по церкви и государству, что прервало научное развитие , несторианство явилось единственным убежищем , повсюду упадающей науки и учённых знаний , и, передав арабам, сохранило их для последующих поколений .
“... В значительной степени благодаря ассирийцам основы древневосточной и эллинистической культуры , через арабов перешли к европейцам , что позволило сохранить преемственность Старого Света.
В этом состоит важная и , до сих пор не оценённая , в должной степени, заслуга ассирийского народа перед мировой цивилизацией .”
В Россию Ассирийцы, в основной массе, начали прибывать с 1918 г., где встречали самый тёплый приём. Это было связано с участием ассирийцев в I Мировой войне на стороне России, когда такой малый народ, как ассирийцы, оказали неоценимую помощь русской армии, отвлекая на себя значительные силы противника. В то время ассирийцы жили в основном в Иране и в Турции, и по вступлении последней в мировую войну на стороне Германии, страны «Антанты» стали уделять особое внимание на открытие фронта внутри Турции, призывая к этому угнетённых ассирийцев.
Ассирийцам щедро обещалась государственная автономия, в которой посодействуют мировые державы, по окончании войны.
Война 1914 - 1918 гг., принесла ассирийскому народу неисчислимые бедствия и разбросала его остатки по всему Востоку и Западу. Ассирийцы проживающие на территории Ирана и Турции давно уже тяготели к союзу с Россией, на которую возлагали надежды, как на спасителя христиан востока от гнёта и полного истребления. К сожалению ассирийцы стали жертвой политики царской России и других западноевропейских государств. Обманув ассирийцев лозунгами борьбы за национальную автономию, и, обещая помощь в создании Ассирийского государства, эти державы втянули ассирийцев в войну против Турции(турок и курдов), что привело к взаимной резне 1914 г., повторившейся в 1918 г. Избегая окончательной гибели ассирийцы покинули свои дома и массами бежали в Россию.
Вся история ассирийцев, начиная с XIX в. свидетельствует о большой преданности их России. В боях на стороне России против Турции в Первой Мировой войне погибла значительная часть ассирийцев, не говоря уже о гибели 1/3 части нашего народа при трагическом исходе из Урмийской области (Иран) при неожиданном отступлении русской армии в 1918 г., когда ассирийцы двинулись за ней, истребляемые турецкими войсками и курдскими отрядами.
Половину своего народа потеряли ассирийцы в I Мировой войне.
Можно сказать , что жизнь ассирийцев в России была процветающей до сер. 1930-х гг., когда тяжёлая десница “отца народов” простёрлась и на ассирийский народ. У них были свои национальные организации, школы , литература , расширялись ряды национальной интеллигенции .
Практически нет ни одной ассирийской семьи в России, члены которой не пострадали бы безвинно от репрессий. В этом плане ассирийцы России вполне разделили участь всего населения СССР , когда страдали в основном передовые люди , патриоты и интеллигенция. Пострадала практически вся образованная прослойка ассирийского народа.
В годы Великой Отечественной войны сыны и дочери ассирийского народа сражались плечом к плечу с другими народами нашей Родины против врага. К сожалению точных данных о количественном составе ассирийцев , участвовавших в войне , пока в отечественной истории нет . Известно лишь , что из Армении ушло на фронт около тысячи человек, столько же из Грузии и Азербайджана и несколько сотен — из Краснодарского края. Из Татарстана немногочисленная диаспора тоже отправила лучших своих представителей на защиту Родины, остальные работали в тылу.
Ассирийцы вернулись с фронтов , но что их ждало на Родине? С 1949, 1950 гг. новая волна жесточайших репрессий, память о которых ещё очень сильна в сердцах ассирийцев, поскольку потерянно было очень много невинных людей: детей , стариков, женщин. Речь идёт о поголовном обвинении ассирийского народа в измене родине, шпионаже и вредительстве.
Илья Вартанов одна из жертв этих репрессий выпустил в1994г. в Чикаго (США) книгу “Ассирийцы в Сибири 1949-1956 гг.: Воспоминания”.
В июне 1949 г. в 2 часа ночи войска НКВД вламывались в дома Ассирийцев Азербайджана: гг. Кировобада, Акстафа, Мингечаура, Ханлара и других городов , села Гринфельд , где проживало примерно 2000 ассирийцев из племени Ботанаи и, давая 15 минут на сборы, грузили в грузовики и везли на вокзал. И только после они узнали , что являются “Добровольными переселенцами Закавказья — на неосвоенные просторы нашей Советской Родины!!!” Именно так официально была оформлена эта бесчеловечная акция против ассирийцев советским правительством. Их переселяли на “вечное поселение в Сибирь”.
Переселили в далёкую Сибирь ассирийцев — народ , который никогда не видел что такое настоящая зима и тем более сибирские морозы. В зиму 1949-1950 погибло около трети всех переселенцев, поскольку не было условий и тёплой одежды .
Этот вопрос ещё слабо изучен Российской наукой , ещё предстоит собрать материал из мест ссылки ассирийцев.
Примерно через год после высылки ассирийцев из Азербайджана в Сибирь. В феврале 1950г. настал черёд ассирийцев Грузии и Северного Кавказа. Повторилась точь-в-точь такая же история , только ассирийцев отправили не в Сибирь, а в непроходимые степи Казахстана в затерявшиеся в казахских степях колхозы Бирлик, Чилик, Иссык и другие. За что страдал народ он не мог понять была ещё официальная версия -- ссылали, как подданных Ирана , ведь нельзя забывать, что практически все ассирийцы — выходцы из Ирана — до сталинских репрессий 1949-1950 гг. оставались гражданами Ирана и сохраняли подданство и тесные связи с посольством в Москве и генконсульством Ирана в Тбилиси.
Лишь спустя три года после смерти “отца народов” в 1956г. Москва приняла решение о снятии режима спец. поселений и ассирийцам было разрешено возвращаться на Кавказ, на родину.
Затем наступила “оттепель” и ассирийцы вместе со всем советским народом активно строили социализм, верили в светлое будущее, покоряли целинные земли, строили БАМ, в общем в полной мере влились в ”братство советских народов”. За это время успели вырасти новые кадры ассирийской интеллигенции, зажили раны прошедших трагедий.
Сегодня правительство, решая проблемы живущих в Татарстане народов, предоставляет огромные возможности для возрождения ассирийской культуры и языка. Лично президент неоднократно удовлетворял просьбы ассирийцев, указывая на необходимость сохранения этого этнического «меньшинства» и его культуры, чем снискал огромный авторитет и уважение в диаспоре ассирийцев Республики Татарстан и среди ассирийцев всей Российской Федерации, с которыми ассирийцы Татарстана общаются.
С января 1997 года В Казани издаётся Ежеквартальный Независимый Бюллетень Ассирийцев Татарстана «Бара»(«Свет»), с сентября 1997 г., открыта воскресная школа по изучению ассирийского языка, культуры и истории. В марте 1998 г. зарегистрирована Ассирийская Общественная Организация г. Казани, которая входит в Ассоциацию Национально-Культурных Обществ Республики Татарстан. Всё это ставит ассирийцев в Татарстане на равный уровень положения ассирийцев в других республиках бывшего СССР. К примеру в Москве с конца 80-х гг. существуют три ассирийских организации «ЛАРОС», «Хаядта», «Всероссийский Ассирийский Конгресс», На радио «Москва» существует «Ассирийский отдел» («Кала д-Атураи»), вещающий на весь мир; издаются «Ассирийская газета», Бюллетень «Милта»(«Слово»), строится ассирийский храм, в котором ведётся служба Восточной Ассирийской Церкви. Равняясь на Москву с начала 90-х гг. существуют организации ассирийцев в Грузии, Казахстане, Украине, Армении и других республиках.
Ветер перемен для ассирийцев Татарстана, на который они возлагают большие надежды по возрождению своей нации, является долгожданным. Ассирийцы живут в нашей республике с 1918 года и во весь голос заявляют о себе, как о полноправной нации, живущей среди других братских народов в Республике Татарстан – своей Родине.


Приятного прибывания на нашем сайте !
На Главную страницу
На предыдущую страницу
Наша почта


 
Сайт управляется системой uCoz