АССИРИЙСКИЙ КОСТЮМ.

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИСТОРИЯ
ДРЕВНИЕ ОДЕЖДЫ АССИРИЙЦЕВ
Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес (kaunakes), который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние каунакес имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали заменять напоминающей его бахромой. У каунакеса был целый ряд "последователей". Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, вплоть до средневековья, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском туалете - покрывале. Финикиянин. На голове у него тиара, он богато украшен драгоценностями. Одежда ассирийцев во многом более примитивна, нежели одежда египтян. У неё другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье, её отделка больше связана с наследием прошлого. На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден только верхний плащ - слабо прилегающий, с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и длиннее), часто его подпоясывали плетенным пояском.
Длина плаща и его украшения зависели от общественного положения лица. Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи богов и правителей были украшены широким поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили короткий и менее украшенный плащ. Разделение одежды по длине носит чисто функциональный характер и уже в древности отделяет трудящиеся классы, которым нужна "целевая" одежда, от высших общественных слоев, которые на одежду смотрят, в первую очередь, с точки зрения эстетики и престижа. Как видно из египетской настенной живописи, ассирийцы с древнейших времен имели частые связи с Египтом. На них изображены более коренастые фигуры ассирийцев в одежде, которую даже нельзя сравнить с изящным и элегантным египетским платьем. Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно - прическе, усам, бороде и бакенбардам. Смысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. (Низшие слои носили неухоженные более короткие бороды.) Известно, что уже в XIII веке до н. э. специальным распоряжением женщинам предписывалось ходить с открытым лицом. Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с "инфулеми", которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.
Такое же значение, как для древних египтян передник с его последующими видоизменениями, для ассирийцев имела рубаха-юбка, доходящая до колен, со швом на плечах и короткими рукавами. У чиновников и придворных она была длиннее - до лодыжек. Обычно дополнением к этой рубахе из белого льняного полотна, а возможно, если судить по бахроме и кистям - также из хлопка или шерсти, служила полоса цветной материи, которую повязывали косо и по спирали, а концы прятали. Отличительным знаком высокопоставленных лиц был широкий шарф с бахромой, который носили на одном или обоих плечах; у всех остальных бахрома пришивалась только к нижнему краю одежды. Как установил Макс Тильке в своих исследованиях по истории восточного костюма, ассирийская накидка - это не шитая одежда, а прямоугольный кусок ткани, который может иметь различные размеры и окутывает или только плечи и верхнюю часть корпуса, или всю фигуру. Его прототипом была звериная шкура - сначала лохматая, позже - гладкая, с мягкой шерстью, обшитая по краю бахромой соответствующего вида. Сомалийцы и сейчас носят выкрашенные красной охрой кожаные плащи с бахромой из тонких полосок кожи, скрученных наподобие косичек.
Впоследствии, на смену звериным шкурам пришли шерстяные плащи, легко принимающие нужную форму. Если население древнего Вавилона, шумеры, около 3000 г. до н.э. еще изображались в плащах из шкур, то уже около 2550 г. в обиход вошли большие тканые плащи. Ассирийский царский плащ не так велик, но обильно украшен бахромой и кистями. Здесь впервые проявляется древнее искусство отделки - орнамент. Плащ свободно ниспадает с плеч. Семиты-кочевники также охотно пользовались накидками из ткани с красным узором. Вавилонско-ассирийские женщины носили поверх рубахи с узкими рукавами плащ с бахромой. Волосы и бороду искусно укладывали мелкими завитками, часто пропуская сквозь них изящное плетение. Диадема, или корона-обруч, была украшением царя, когда он не надевал высокую конусообразную войлочную шапку с отворотом и золотым навершием. Здесь уже виден прообраз митры или тиары.
Сайт управляется системой uCoz