на фото: Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев поздравляет председателя Общественной организации ассирийцев Татарстана Савва А.В. с открытием в г.Казани Дома Дружбы Народов

ФЕНОМЕН АССИРИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В ТАТАРСТАНЕ

А.В. Савва

Зарождение народов и их исчезновение в ходе исторического развития человечества определяется многими факторами социально-экономического и политического процессов, происходящих в рамках государств и межгосударственных отношений. Но, действительно феноменальным представляется для многих сохранение ассирийской нации, развеянной по всему свету и не имеющей своей государственности вот уже многим более двух с половиной тысяч лет.
Особенность ассирийской диаспоры, живущей в г. Казани, определяется её малочисленностью и тем жизненным укладом, который передался казанским ассирийцам от их предков. Этот уклад характеризуется патриархальностью жизни, который сегодня определяется главным образом в семейных отношениях. (Уважение к старшим. Мужчина -- глава семьи, женщина -- хранительница домашнего очага и воспитатель младшего поколения. Кроме того сохраняется до сих пор и передаётся детям осознание принадлежности к тому или иному племени и роду.)
Тесные родственные связи, переплетающие все племена и роды казанской диаспоры, и уважительное отношение к ним самих ассирийцев, а также религиозность народа и крайне уважительное отношение к памяти предков, плюс единство профессиональной деятельности, обуславливают феномен стойкости такой малой ассирийской общины г. Казани (ок. 150 человек) к ассимиляционным процессам, которые в современном обществе происходят с большой интенсивностью.
Разумеется влияние современной массовой культуры не обошло стороной и сознание молодого поколения ассирийцев г. Казани. Феминизация жизни -- женщина теряет экономическую зависимость от мужа, многие из числа представительниц прекрасного пола получают высшее образование и стремятся к самостоятельности. Кроме того если раньше, буквально несколько десятилетий назад, жизненный опыт и знания передавались от старшего поколения к младшему и взрослый человек считался уважаемым и мудрым, то сегодня молодое поколение получает образование в учебных заведениях, знания черпаются из источников массовой информации (телевидения, радио, международных компьютерных сетей, бесчисленного количества прессы). Таким образом сложилась ситуация возрастания роли молодого поколения ассирийцев, как в общественно-политических процессах общества, так и во внутриобщинной жизни. Подобные процессы наблюдаются во многих обществах.
Автор статьи ни в коей мере не умаляет роли цивилизационного прогресса и изменений в полиэтнических процессах современного общества, мы можем лишь позволить себе анализировать происходящие события.
Итак, вернёмся к ассирийской общине г. Казани. Разумеется сегодня эта общность сталкивается со многими трудностями сохранения своего языка и культуры, которые всегда являются основой этноса.
Во-первых ограниченность общения. Если раньше ассирийские семьи проживали компактно на территории г. Казани (ул. Лесгафта, ул. Профсоюзная, ул. Островского и др.), где обеспечивалась преемственность поколений: во дворах старики рассказывали сказки и легенды ассирийского народа, поучали младших, пели, плясали, то сегодня, получив благоустроенные квартиры, ассирийцы живут в новых микрорайонах с замечательными удобствами, но ограничилось общение, особенно на родном языке.
Во-вторых наблюдается все уменьшающееся желание молодого поколения изучать свой родной язык - язык предков. Эта проблема очень заботит передовых ассирийцев Татарстана, ибо если ассирийский язык умрёт в среде его носителей, то ассимиляция неизбежна.
В-третьих сложная экономическая ситуация в России вынуждает многих граждан заботиться о материальном благосостоянии своих семей, оставляя на второй план заботы о национально- культурном возрождении своих народов.
Что же касательно ассирийцев г. Казани, то сегодня отсутствуют профессиональные педагогические кадры для воспитания подрастающего поколения ассирийцев. Отсутствие учебных и методических пособий по языку, истории и культуре, также усложняют процесс воспитания и образования. Деятельность Общественной организации ассирийцев г. Казани "Бара" осуществляется работой немногих энтузиастов и поддерживающих их передовых членов общины. Но несмотря на это работа организации "Бара" весьма заметна на фоне многих других национально-культурных обществ Республики Татарстан и за её пределами.
Присутствует ещё один существенный момент, который нельзя не отметить: не Общественная Организация ассирийцев г. Казани "Бара" объединила вокруг себя разрозненные ассирийские племена и роды живущие в г. Казани, а объединённая, в достаточной мере жизнестойкая ассирийская диаспора создала общественный орган, дабы быть полноценно представленной в Республике Татарстан среди других братских народов, проживающих здесь, и входящих в Ассоциацию Национально-культурных обществ РТ. Никогда ассирийцы Татарстана не забывали свои национальные традиции.
Всегда справлялись крупные религиозные праздники, соблюдались обычаи и обряды, не ослаблялись связи с ассирийскими общинами других городов России и бывшего СССР: Москвы, Смоленска, Тулы, Твери, Днепропетровска, Днепродзержинска, Ростова и мн. др.

Правительство Республики Татарстан понимает все сложности этнических общностей. В связи с этим с января 1997 г. издаётся Независимый Бюллетень ассирийцев Татарстана "Бара" ("Свет"), открыта Казанская Многонациональная воскресная школа, где с сентября 1997 года существует ассирийское отделение. 03.03.98. зарегистрирована Общественная Организация ассирийцев г. Казани "Бара" ("Свет").
26.05.99 введён в действие Дом Дружбы Народов Ассоциации Национально-Культурных Обществ РТ. Таким образом национальная политика Республики направлена на решение многих проблем проживающих в ней этносов, чтобы каждый народ чувствовал себя в Татарстане комфортно и процветал.

Напишите мне

Сайт управляется системой uCoz