Духовное и культурное развитие ассирийцев на постсоветском пространстве  


ФАКТ
30 Марта 2002 года в г. Казани (Республика Татарстан) состоялось заседание Круглого стола «Духовное и Культурное развитие ассирийцев на постсоветском пространстве»
На заседании присутствовали представители ассирийских общин из разных уголков бывшего СССР.
Круг обсуждаемых вопросов был намечен заранее. Напомним эти вопросы:

1. Проблемы сохранения и развития ассирийской культуры и языка в регионах бывшего СССР: общее и особенное, проблемы и перспективы.
2. Способы самореализации этнических меньшинств.
3. Самоуправление национально-культурного движения ассирийцев: взаимодействие ассирийских общественных и религиозных объединений на горизонтальном и вертикальном уровнях.
4. Состояние и перспективы развития материально-технической, финансовой и организационно-методической базы национально-культурного движения ассирийцев.
5. Ассирийские средства массовой информации: содержание и эффективность.
6. Взаимодействие общественных и религиозных организаций ассирийцев с властными структурами на государственном и местном уровнях.

Кроме представителей от ассирийских общин в работе заседания приняли участие и представители от руководства Республики Татарстан и Администрации города Казани: Фокин А.В. – зав. сектором межнациональных отношений Аппарата Президента Республики Татарстан, Арсланов И.М. – начальник отдела по делам национальностей Администрации г. Казани, Джаксыбаев С.К. Президент Ассоциации национально-культурных организаций РТ, Данилов А.Н. – зам Председателя Совета старейшин Республики Татарстан. Также присутствовали руководители национальных общин и представители от общественных организаций, и пресса.
Председательствовал за Круглым столом Осипов С.Г. доктор медицинских наук, профессор, вице-президент Ассирийского Национального Конгресса (Москва). Активное участие в обсуждении поставленных вопросов приняли : Вениаминов В.Г. – руководитель Ассоциации ассирийцев Новороссийска и Крымска, Бадалов Э.А.(Москва), Авдышев Г.В.(Санкт-Петербург), Иванов А.С. (Алма-Аты, Казахстан), Шакро Сархадон (Сирия) и все прибывшие в г. Казань для обсуждения и анализа развития ассирийского народа, его жизни на постсоветском пространстве за последние 10 лет. Разговор получился очень серьезным и конструктивным, подобные мероприятия полезны не только для ассирийцев России и СНГ, они не безразличны всем кого волнует свободное национальное развитие народов и этносов.
Для примера приведем лишь два выступления заседания круглого стола:


Иванов А.С.
В Центрально-Азиатском регионе, как и для всех пост советских государств, общим является экономический кризис, рост безработицы, повсеместное ухудшение уровня жизни представителей национальных меньшинств. Они чувствуют себя обманутыми, ненужными, растет пока еще латентное недовольство и раздражение. Растет эмиграция. За время с 1991-2001гг. она составила 2,9млн. человек. Страну покидают русские, украинцы, белорусы, евреи, немцы, греки, ассирийцы и др. основной причиной такого обвального исхода является социальная незащищенность этносов, бесперспективность в получении образования, отсутствие эффективного рынка труда и т.д.
Республика Казахстан – унитарное государство, а в этносоциальном отношении – полицентрическое сообщество этносов, суммарное количество которых равно 136. Этнические меньшинства, в отличие от казахов и русских, находятся на периферии государственно-политической жизни, отчуждены от идеологических, экономических и социально-культурных ресурсов власти.
Всем гражданам РК конституционно гарантируются равные права в отстаивании и реализации этнокультурных интересов. Вместе с тем во всех государствах СНГ существует разрыв между курсом национальной политики и реальным механизмом ее реализации, между идеально-нормативной моделью межэтнической интеграции и противоречивым, а зачастую конфликтным характером протекания процессов межэтнических взаимодействий.
В вопросах реализации равных возможностей для развития этнических групп, главная обязанность государства состоит в создании эффективных средств для защиты прав каждого этноса, так как политика включает в себя процесс, связанный с разностью потенциалов – экономических, социокультурных, статусных, и стремлением снизить ее путем перераспределения или создания льгот отстающим группам.
Наша этническая диаспора должна стремиться к сохранению ее собственной идентичности, она должна сопротивляться ассимиляции и поэтому, было бы естественно, в многоэтнических государствах находить такую социальную нишу, где можно поддерживать демографическую структуру и основные этнические (язык, культура, традиции, религия, особенности образа жизни и т.д.). Имея места компактного проживания ассирийцев в СНГ (Армения, Грузия, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Украина) можно было бы сосредоточить усилия по сохранению этнических центров в этих регионах.
В ходе реализации такой программы необходимо акцентировать внимание на вопросы реализации основных прав национальных меньшинств, содержащихся в международно-правовых актах (Всеобщая Декларация прав человека 10.12.1948г., Международный Пакт о гражданских и политических правах 19.12.1966г., Декларация о расе и расовых предрассудках 27. 11. 1978г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992г.). Помимо вышеуказанных документов ООН следует указать Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 4.11.1950г.), Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств, 1992г. и т.д.
Решением Совета глав государств – членов СНГ от 24.09.1993 года утверждено Положение о Комиссии по правам человека СНГ, образование которой было предусмотрено статьей 33 Устава СНГ с целью осуществления наблюдения за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя странами СНГ. В 1995г. государствами членами СНГ принята Конвенция о правах и основных свободах.
Вышеперечисленные международные стандарты в сфере обеспечения прав национальных меньшинств могут быть определяющими в Программе деятельности нашей диаспоры, в плане их скорейшей ратификации государств – участников СНГ.
Необходима координация усилий по реализации компенсационных программ жертвам массовых политических репрессий.
Одна из проблем, которая ждет своего решения на межгосударственном уровне, в рамках СНГ, вопрос беженцев и миграция ассирийцев. Они сталкиваются с проблемами получения гражданства, прописки, трудоустройства, учебы и т.д. Хотелось бы сделать этот процесс более управляемым.
В связи с этими и множествами других проблем, на которые нам необходимо обратить внимание в течение нынешнего года – это подготовительная работа по этносоциологическому исследованию нашей диаспоры в СНГ. Можно было бы подвергнуть анализу все основные сферы жизнедеятельности – социальную, экономическую, культурную и т.д. Выявить общую особенность в развитии нашего этноса. Проанализировать проблемы занятости, миграции, социальных перемещений, адаптации и интеграции к этнокультурной специфике региона. Основным методом сбора такой эмпирической информации является проведение массового (выборочного) социологического опроса. Помимо этого необходим опрос экспертов (руководителей, преподавателей, интеллигенции, студенчества), интервью с авторитетными личностями, такая эмпирическая методика, включая целый ряд исследовательских программ, позволит нам отследить изменения и новации, проблемы и перспективы, на которые мы нацеливаемся.


Савва А.В.
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ АССИРИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В ТАТАРСТАНЕ

Зарождение народов и их исчезновение в ходе исторического развития человечества определяется многими факторами социально-экономического и политического процессов, происходящих в рамках государств и межгосударственных отношений. Но, действительно феноменальным представляется для многих сохранение ассирийской нации, развеянной по всему свету.
Существование в диаспоре на протяжении многим более двух с половиной тысячелетий – одна из наиболее заметных особенностей ассирийского феномена, которая не могла не повлиять на формирование этнокультурного типа и специфику исторического развития.
Ассирийцы не единственный народ с диаспорным прошлым и настоящим. Целые этносы и отдельные их части, живущие в рассеянии, имеют общие черты, отличающие их от недиаспорных сообществ. Свои особенности имеют и развеянные этнические дисперсные группы армян, евреев, цыган и пр. Для того чтобы выделить исключительные особенности ассирийской диаспоры необходимы крупномасштабные исследования путей развития и нынешнего существования нации. Глубокие исследования должны формироваться через анализ компактно проживающих в различных странах и неравных условиях ассирийских общин.
В небольших общинах наиболее наглядно вырисовываются проблемы и происходят процессы, свойственные для всего народа в данный период его истории. Разумеется эти данные нельзя унифицировать, поскольку состояние дисперсных этнических групп напрямую зависят от политической ситуации, социальных и культурных факторов той страны, в которой проживает та или иная этническая группа.
Особенность ассирийской диаспоры, живущей в городе Казани (Республика Татарстан, Россия), определяется её малочисленностью и тем жизненным укладом, который передался казанским ассирийцам от их предков. Этот уклад характеризуется патриархальностью жизни, который сегодня определяется главным образом в семейных отношениях. (Уважение к старшим. Мужчина - глава семьи, женщина - хранительница домашнего очага и воспитатель младшего поколения. Кроме того, сохраняется до сих пор и передаётся детям осознание принадлежности к тому или иному племени и роду.)
Тесные родственные связи, переплетающие все племена и роды казанской диаспоры, и уважительное отношение к ним самих ассирийцев, а также религиозность народа и крайне уважительное отношение к памяти предков, плюс единство профессиональной деятельности, обуславливают феномен стойкости такой малой ассирийской общины г. Казани (150 человек) к ассимиляционным процессам, которые в современном обществе происходят с большой интенсивностью.
Разумеется влияние современной массовой культуры не обошло стороной и сознание молодого поколения ассирийцев г. Казани. Феминизация жизни - женщина теряет экономическую зависимость от мужа, многие из числа представительниц прекрасного пола получают высшее образование и стремятся к самостоятельности. Кроме того, если раньше, буквально несколько десятилетий назад, жизненный опыт и знания передавались от старшего поколения к младшему и взрослый человек считался уважаемым и мудрым, то сегодня молодое поколение получает образование в учебных заведениях, знания черпаются из источников массовой информации (телевидения, радио, международных компьютерных сетей, бесчисленного количества прессы). Таким образом, сложилась ситуация возрастания роли молодого поколения ассирийцев, как в общественно-политических процессах общества, так и во внутриобщинной жизни. Подобные процессы наблюдаются во многих обществах.
В последние годы демографы и социологи озабочены печальными перспективами существования Татарстанской общины ассирийцев: низкая рождаемость, высокая смертность, высокий процент смешанных браков, все это демонстрирует усиление ассимиляционных процессов в общине. Однако надо отметить, что ассимиляционные процессы – процессы не столько биологической, сколько социальной природы.
Если говорить о перспективах развития ассирийцев Татарстана, то можно выделить несколько аспектов:
во-первых, правительство Республики Татарстан, осознает трудности существования и сохранения ассирийской нации. В Татарстане оказывается всесторонняя поддержка и забота со стороны руководства республики для немногочисленной диаспоры ассирийцев. В этом плане ассирийцы Татарстана находятся в более комфортных условиях, чем ассирийцы, проживающие в других республиках бывшего СССР:
- с 1997 года издается журнал ассирийцев Татарстана «Бара» («Свет»);
- существует Общественная организация ассирийцев Татарстана, которая решает вопросы культурного развития ассирийцев в регионе;
- открыт Сайт в Интернете «Ассирийцы Татарстана», www.assyria.narod.ru;
- открыто ассирийское отделение в Казанской Воскресной многонациональной школе;
- существует фольклорный хореографический ансамбль;
- ассирийцы отмечают национальные праздники и проводят значимые мероприятия, в этом им оказывается государственная поддержка.
Таким образом, существуют все условия для национально-культурного развития ассирийцев Татарстана.
Во-вторых, малочисленность общины Татарстана, является тем пределом, который трудно преодолеть, но малочисленность вредно сказывается на национально-психологическом состоянии ассирийцев Татарстана. Состояние ассирийского языка в среде его носителей представляется крайне бедственным. Люди, знающие ассирийский язык на бытовом уровне, в республике составляют 10 %. Нет людей, владеющих грамматикой языка, умеющих писать и читать по-ассирийски. Люди плохо знают историю и культуру своего народа. При подобном наборе характеристик говорят о произошедшей ассимиляции ассирийцев в Татарстане, однако это далеко не так. Важным признаком общины ассирийцев Татарстана является представление всех об общности происхождения, предыстории, верований, «исторической судьбы»... всего того, что составляет так называемое «диаспорное сознание» ассирийцев.
Таким образом, несмотря на поддержку Правительства Республики Татарстан, перспективы развития ассирийской общины, проживающей в республике, не представляются радужными. Не подкрепленное знаниями языка, истории, культуры «диаспорное сознание» ассирийцев Татарстана неминуемо слабнет, особенно в молодом поколении.
Попытаемся выделить характерные признаки для ассирийской диаспоры в Татарстане, в различные периоды развития России:
1. Принадлежность к меньшинству населения.
2. Корпоративность.
3. Вынужденная ограниченность сфер трудовой деятельности. (СССР).
4. Ущемленность в правах (СССР).
5. Ассимиляционные тенденции, выражающиеся в:
- игнорировании «запрета» на смешанные браки;
- интенсивном освоении языка и культуры доминантного населения;
- добровольном отстранении от общения в своей национальной группе;
6. Диаспорное сознание – сознание общности с родственными диаспорными группами, включающее в себя:
- представление об общем происхождении;
- представление об общей культурной истории;
- представление об общей первоначальной территории проживания («прародины»);
- восприятие рассеяния как изгнания;
- восприятие изгнания как наказания свыше;
- идею возвращения на историческую прародину;
- восприятие себя как «чужаков» и «пришельцев» среди автохтонных групп населения.

Многие из этих признаков (разумеется, это не полный их список), характерны для всей ассирийской Диаспоры.
Учитывая особенности развития ассирийской диаспоры Татарстана, необходимо разработать, с учетом существующих реалий, программу мер, направленных на противостояние ассимиляции. Например, необходимо повышение образовательного уровня ассирийцев, приобщение людей к традициям народа на ассирийских праздниках. Необходимо проводить совместные праздники с ассирийскими общинами соседних городов и регионов, дабы выработать у людей положительные эмоции от принадлежности к ассирийской нации - это очень важно для укрепления «диаспорного» национального сознания.
Отдельные программы (экономические и социальные) должны повышать престижность от принадлежности к ассирийской национальной группе.
Во многом необходима манифестация принадлежности к ассирийской нации: ассирийские имена для новорожденных, ассирийские названия различных предприятий, различные символы (кепки, футболки, пакеты), все это необходимо для реализации определенной потребности сложившегося этнокультурного, психологического типа и, постепенно, приобщает к культуре и истории народа.
Необходимо налаживать контакты и взаимопомощь крупных групп компактного проживания ассирийцев, крупных национальных организаций с даже самыми малочисленными группами, это позволяет всем осознавать собственную востребованность в ассирийском мире. Подобное «собирание крови» является мощным фактором для приобщения к культуре своего народа, а следовательно, и противостояния ассимиляции.

Кроме оценки современной ситуации обсуждались и проблемы прошлых лет и история становления ассирийского национального движения по возрождению национальной культуры и родного языка в России и странах СНГ.
Все выступления были очень интересными, основные итоговые решения были закреплены в заключительном Коммюнике (см. в ссылках в конце страницы).


Спасибо всем участникам заседания Круглого стола!
КОММЮНИКЕ
на Предыдущую страницу
на Главную страницу
ФОТОФАКТ
Ваши ОТКЛИКИ


 
Сайт управляется системой uCoz